Из религиозных обычаев, встречающихся не в каждом ceле, в Святозере отмечался храмовый праздник св. Ильи Пророка . Церковь Ильи Пророка была построена в селе в первой четверти 18 века. Прихожане приводили 2 августа в дар Илье быков, иногда 2‒3‒4 и т. д. Быков этих продавали, а вырученные от продажи деньги передавались в собственность церкви. Одного из быков, убивали, так как по обычаю священнослужителям отдавали одну заднюю ногу. Остальное мясо также продавали. В великие праздничные дни карелы не работали.
Вопрос о происхождении названия Святозеро до сих пор остается спорным. В одной из легенд, записанной в 1988 году учителем Георгиевским М.Д., говорится о том, что в давние времена на второй день Пасхи через село проходил один святой муж. Шум и веселье смутили душу святого, он по воде как по суху перешел на остров, где и заночевал. «Селение, освященное посещением святого, остров, давший на ночь приют страннику, получили название «Святых». Позже здесь была построена деревянная часовня во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и туда ежегодно на второй день Пасхи совершался крестный ход. По воспоминаниям старожилов в далеком прошлом село называлось Вороново, другие утверждают, что название дал Петр I.
Первое письменное упоминание о Святозере относится к XV веку впервые название Святозеро, а именно деревни на Святе - озере встречается в Писцовой книге 1496 года. Административно- территориальное устройство строилось на основе церковно- приходского деления. До 1478 года (года присоединения Новгорода к великому княжеству Московскому) на Святозере существовала церковь святого. Николая Чудотворца, «выставочная» от Воскресенской Важинской церкви на Свири. В XVI веке вокруг церкви сложился приход.
По предположению некоторых ученых первыми жителями этих мест были предки саамов, о чем свидельствуют названия некоторых деревень Святозерского куста: Сигнаволок, по-карельски Sidniemi, первая часть слова относится к саамскому siida «Зимняя изба, стоянка». Чарнаволок по- карельски Carrniemi, первая часть слова сохраняет саамское слово ts-arra « песок».
Император Петр Великий проездом от Марциальных вод, однажды остановился в Святозере для перемены лошадей. Милостиво разговаривая с народом, обратил свой взор на остров. «Отчего на острове сохранился довольно высокий лес, а в окружности нет?» - спросил царь. – От того, ответил один из крестьян, что остров этот святой, и кто повредит хоть одно дерево, того Бог может наказать болезнью. Петр решил сам побывать на острове, нашел здесь часовню, помолился в ней взял топор и стал рубить одну вековую ель. Долго трудился Петр, но ель не поддавалась, руки отказались служить и в голове зашумело. «Правда, что остров этот святой и деревья на нем святые». Оставляя остров, царь обещал построить на месте часовни церковь. .
В 1956 году в Святозере было образовано подсобное хозяйство Онежского тракторного завода. А в 1959 году на базе Онежского тракторного завода в Святозере был создан зверосовхоз «Святозерский». Первым директором был назначен С.В.Зайцевым. Уже на третий год работы совхоз стал получать прибыли и стал рентабельным. За успешное выполнение плана 1963 года коллективу была вручена премия 8 тыс. рублей.
К началу 20 века в селе Святозеро проживало 425 жителей, 48 дворов. По спискам населенных пунктов 1892 года в Святозерскую волость входили три общества: Святозерское, Пряжинское и Маньгинское.
Первая школа в Святозере была открыта в 1838 году и называлась она училище при приходской церкви Олонецкой Епархии для первначального обучения поселянских детей обоего пола. В «Ведомости о поселянских училищах Олонецкой Епархии» за 1840 год указывалось, что в школе обучалось всего 5 учеников и наставником у них был местный священник. По данным "Ведомости..." за 1866 год наставником в Святозере был Феофилакт Лысков. Школа находилась в доме священника, специальной комнаты для размещения училища не было. Не было и учебных пособий. Наставник не получал за свой труд никакого вознаграждения.
В конце апреля 1919 года белофинны перешли границу. Местное население разделилось: более зажиточные ушли воевать в белофинскую армию, те кто поддержали Советы защищали новую власть. Святозеро было оккупированобелофиннами.. В гражданскую войну в Пряже были расстреляны красные партизаны Н.Наумов, Н.Гордеев, М.Кошин.. Погиб Н.Вешкельский белый поручик, воевавший против власти Советов. Отряды Красной гвардии совместно с партизанами освободили Пряжу, Святозеро и другие села.
Крестьяне очень много трудились, чтобы получить урожай. « От нашей земли не будешь богат, а будешь горбат» - , говорили они. Осенью ежегодно крестьяне срубали на избранном месте деревья; весною этот срубленный лес сжигали. « В это время дым застилает окрестность. Подойдя ближе к месту, откуда поднимается дым, увидишь такую картину: в длинных грубого холста рубахах копошатся неузнаваемые под слоем сажи и грязи крестьяне с семьями, ворочая полуобгоревшие березки — сосны, двигаясь тихо по ветру к намеченному пределу нового поля.
Отряды Красной гвардии совместно с партизанами освободили Пряжу, Святозеро и другие села. Вновь началась мирная жизнь, восстановление разрушенного хозяйства. Петр Беляев возглавил в Святозере районный Совет. Члены Святозерской ячейки РКП(б) для работы в лесу создали ударную бригаду из 8 человек. Трудовая артель святозерских лесорубов заготовила четвертую часть от всего заготовленного в республике леса. В 1920 году 1 Мая был проведен первый субботник.
Интерес к Святозеру в разное время проявляли ученые, особенно в конце 19 века. Уроженец Святозера, преподаватель Петрозаводского духовного училища, ученый этнограф Н.Ф.Лесков совершил три поездки по Карелии, был в Святозере, а в 1895 году написал цикл рассказов по истории села. Учитель Святозерского министерского училища М.Д.Георгиевский составил «Русско- карельский словарь», который был издан в 1908 году в Санкт- Петербурге.
Святозеро старинное людиковское село. Места эти, как показывают отдельные находки каменных орудий труда, были заселены еще в VI- V тыс. до н.э.. Богатые рыбой озера, удобные для земледелия сельги, лесные пожни, заливные луга вдоль речек привлекали древних людей. Археологи обнаружили восемь стоянок первобытных людей в районе Святозера. Они расположены по берегам озера и на островах. На местах стоянок найдены фрагменты ямочно- гребенчатой керамики, каменные орудия труда.