1956 год. Общая земельная площадь 26367 га, количество работающих — 972 человека, коров — 493 головы с надоем 1620 кг, лошадей — 254, 17 тракторов и 18 грузовых автомобилей, 186 га картофеля с урожайностью 79 ц/га, 22 полеводческих и 4 животноводческих бригады. Первым директором был назначен А.Д.Мюзиев, проработавший на этой должности до 1962 года. Руководство совхозом принял на себя В.М.Медведев. Надой на корову к тому времени составлял 2588 кг, урожайность картофеля 121 ц/га, сокращается до 11505 га общая площадь земель. 1968 год у руля совхоза встал И.П.Евсеев, который и руководил хозяйством до июня 1975 года. В июне 1975 года руководителем совхоза назначен Е.Ф.Иванов, до этого работавший главным ветврачом. 260 гектаров картофеля, 900 коров, 3584 кг надой молока. Именно тогда строятся животноводческие фермы Ведлозеро, Савиново, начинается строительство благоустроенного жилья. Впервые совхоз получил подрядчика в лице Петрозаводской ПМК-115 и латвийских строителей. Село преобразилось. Появились новая школа, новые кирпичные дома. Появилась надежда. Развернуты широкомасштабные работы по мелиорации земель. Пелдо-Суо, Финское болото — основные кормовые угодья, без которых невозможно было бы само существование предприятия сегодня. Февраль 1986 года. Проработавший до этого десять лет главным агрономом и один год заместителем директора по производству Попов С.М. назначается директором совхоза. Надой на корову — 3349 кг, средняя урожайность картофеля — 145 цн/га. ("Наша жизнь". 24 марта 2006 года)
В 2010 году близ Репного озера проводились археологические раскопки. На южном берегу ламбушки, напротив деревни, на повороте, совсем рядом с дорогой археологами была найдена стоянка древних людей эпохи мезолита, возраст которой 7-9 тысяч лет. Площадь стоянки небольшая, чуть больше 50 квадратных метров. Находок тоже не очень много — около 30-40 древних орудий труда. Это заготовки, топорики, долота, тесла, скобели из сланца и кварца. Также найдено 300 осколков сланца и кварца, следы кострищ, хозяйственная яма. В кострище сохранились перегоревшие косточки животных — очень ценный памятник. Окрестности Ведлозера люди стали заселять 10 тысяч лет назад. Дальше от Репного озера, в сторону Петрозаводска, недалеко от Варанъярви была найдена углежогная яма с углем. Радиоуглеродный анализ показал, что этот уголь был сожжён 2880 лет назад! Вполне возможно, что уголь отсюда отправляли на Тулмозерский завод. (На берегах Ведлозера люди жили уже 7-9 тысяч лет назад, Ольга ОГНЕВА ,“Oma mua”, №24)
В нашем селе Ведлозере, в Речном Устье, стоит старинный двухэтажный дом. В нем жила Татьяна Ивановна Насонова, много лет проработавшая в сельском совете секретарем.
http://vedlozero.ru/vedlozero/village-history/1317-domik.html
Основные этапы формирования села, согласно документам, могут быть представлены следующим образом:
1) Погост. В энциклопедическом словаре я прочитала, что это была старинная административная единица, сохранявшаяся в Карелии до конца XVIII века. Так называли крупное селение с церковью и кладбищем. (С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище).
2) Волость (начало ХХ века). С 1861 года так называли единицу сословного крестьянского управления.
3) Центр сельсовета (середина 20-х – середина 30-х годов).
4) Районный центр (середина 30-х – середина 50-х годов), тогда же центральная усадьба совхоза «Ведлозерский».
5) Центр сельского совета (с середины 50-х годов).
https://vk.com/public46199459
https://vk.com/rodnoykraj?z=video-113349844_456239019%2F6aa13bf7d77b787eb5%2Fpl_wall_-113349844
http://school.vedlozero.ru
История ПЧ-49 в лицах и фактах
Первые официальные упоминания о Ведлозерской части – это приказы от 1948 года. После Великой Отечественной войны в пожарной части работали в основном одни женщины. На пожары выезжали на телеге с большой деревянной бочкой, а в телегу была впряжена лошадь. Одеты они были в брезентовые куртки и брюки, на голове носили железные каски с «гребешком» и кокардой на лбу. Сама часть находилась на горке, в той части села, что именуется Погостом (на месте дома №2 по переулку Лесному). Только в 1950 году часть перенесли на ее теперешнее место. http://10.mchs.gov.ru/upload/site44/iblock/e26/e2657d084ac84cefc404554d64f7cb13.doc
Здание Ведлозерского райкома партии, 1953 год.
Документы подтверждают наличие церквей на территории Ведлозерского поселения:
- По материалам Олонецкой епархии известно, что в 1880 году в селе Ведлозеро были 2 церкви: в честь Пророка Илии (Ильинская, летняя церковь) и Николая Чудотворца (Никольская, зимняя церковь с приделом Георгия Страстостерпца).
- Газета «Вестник Олонецкого губернского земства» в №9 за 1911год, подтверждает, что в селе Ведлозеро были две церкви.
- Архитектурное исполнение одной из церквей прослеживается в научно-исследовательской статье автора Гущиной В.А. «К вопросу об истоках формирования Кижского архитектурного ансамбля», где значится, что «...церкви с шатровым венчанием («клецки верх шатром») в ХVI в. были на территории Карелии… в Ведлозере (Никольская церковь с приделом Георгия Страстотерпца)…».
- Из известий императорской археологической комиссии мы узнали, что Николаевская церковь в 1794 году была деревянной, с такой же колокольней, но требовала ремонта в 1908 году.
Дом, в котором располагалась редакция газеты «Сталинец» и типография, находился на месте нынешней администрации.
http://vedlozero.ru/poselenie/newspaper/191-024/1955-okna.html
1 сентября 1837 года в селении Ведлозеро была открыта церковно-приходская школа. http://vedlozero.ru/vedlozero/village-history/739-history-vedlozero.html
Датой основания Ведлозерского хора можно считать 1938 год, руководителем хора тогда был – Иван Иванович Лёвкин (1903-1974 гг).
В течении 35 месяцев Ведлозерский район находился в оккупации с 17 июля
1941 года по 5 июля 1944 года. До войны в районе проживало 9485 человек, в
период оккупации 4232 человека. Итак 17 июля 1941 года финские
захватчики вероломно вторглись на территорию Ведлозерского района и в
течении 5 дней, имея перевес в силах оккупировали его. По прибытию в
район финны установили свои порядки. Весь Ведлозерский район
объединили в одну волость-ВИЕЛЬЯРВЕНАЛУЕСКУНДА.В селе Ведлозеро
располагался районный штаб территориального управления ,имеющий
следующие подразделения: карточное бюро, земельный отдел, бюро
пропусков, отдел просвещения и пропаганды, в ведении которого находился
кружок карельской молодежи. В крупных деревнях были управления в виде
сельсоветов под названием Пайкалуснемги. Сельсоветами управляли Херры,
в большинстве случаев бывшие председатели колхозов. Также здесь
находился районный штаб финской полиции, начальником штаба был
младший лейтенант Ханкала. В крупных деревнях располагались местные
подразделения полиции. В селе Ведлозеро у финнов была организация на
подобие райпотребсоюза, где выдавали хлеб, была также организация
соцобеспечения.
В освобождении нашего села Ведлозеро участвовала
Мгинская дивизия. 1 июля 1944 года 424 стрелковый полк овладел
Ведлозером и ворвался в населенный полк Речное Устье. 4 июля захвачена
переправа у р.Нялма. Освобождение с. Ведлозеро было в ночь с 1 на 2 июля
1944 года.
Открытие мемориальной доски карельской сказительнице Парасковье Прокопьевне Ивановой. 06.06.2013
Эта талантливая женщина была носителем архаичных карельских эпических песен, причитаний, заговоров. Она не только пела старинные песни, но и сама сочиняла рекрутские причитания, с которыми провожала на войну своего мужа и сыновей. Ее мастерство по достоинству оценили карельские фольклористы, которые неоднократно записывали от Парасковьи Ивановой образцы устного народного творчества.
Кроме того, известный финляндский ученый Пертти Виртаранта специально приезжал в Ведлозеро, чтоб услышать голос сказительницы.
Она родилась 19 июля 1890 года году в д. Пасад Ведлозерского района (близ д. Большие горы), в крестьянской семье. Нелегкой была жизнь Параскевы: с малых лет работала в поле, ухаживала за скотиной, а после смерти отца, чтоб хоть как-то заработать на хлеб, нянчила ребятишек в соседней деревне. Обладая феноменальной памятью, Парасковья Иванова усвоила старинные песни от своей матери, а заговоры – от бабушки, тетки Дёмны. «Думается, что способность интересно, в доступной и исторически грамотной форме излагать материал передалась ей по наследству, как предания предыдущих поколений», – об этом говорит А.А. Стафеев в материале «Рождение сказки», который вы сможете прочитать в следующем номере нашей газеты. На основании исследования Метрических книг Андрей Александрович составил генеалогическое дерево П.П. Ивановой. Установлен памятный знак на камне возле Дома карельского языка